Автопроизводители Петербурга обеспечили в I квартале 2013 г. поступление в городской бюджет 264,4 млн руб., что на 53% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время налог на прибыль, поступивший от нефтегазовых компаний, увеличился по итогам квартала в 7,5 раза по сравнению с 2012 г. до 3,89 млрд руб., сообщили в комитете финансов. В начале 2012 г. пришлось возвращать нефтегазовым компаниям часть налога за 2011 г. Доходы бюджета в 2013 г. утверждены на уровне 391,2 млрд руб., в том числе налог на прибыль организаций 94,88 млрд руб.
С 2005 по 2011 г. Петербург получил от нефтегазовых компаний более 166 млрд руб., говорил весной этого года депутатам заксобрания губернатор Георгий Полтавченко. В 2012 г. вступил в силу закон о консолидированной группе налогоплательщиков. Из-за возвращения прибыли нефтегазовых концернов к местам ее получения городской бюджет, по словам Полтавченко, недополучил 26,5 млрд руб. Доля платежей нефтегазовых компаний в структуре налоговых и неналоговых доходов составила 2% вместо 8-12% ранее, говорил председатель комитета финансов Эдуард Батанов. Большую часть доходов в 2012 г. удалось обеспечить собственными силами: поступления от основного круга городских налогоплательщиков выросли значительно на 11% в сравнении с 2011 г., комментировал Полтавченко итоги исполнения бюджета. Автокластер он назвал одним из драйверов экономического роста Петербурга. За 2012 г. автопроизводители внесли в казну 2,5 млрд руб., сообщили в комитете финансов.
В 2012 г. автозаводы Петербурга и Ленобласти практически достигли максимума своих производственных мощностей, увеличив объем производства на 40% по сравнению с 2011 г., следует из отчета Autodealer-СПб. В январе марте петербургские автомобильные заводы выпустили 100 300 автомобилей, на 9% больше, чем годом раньше. Но уже в мае производство снизилось на 12,5% до 30 000 машин. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в январе мае 2013 г., по данным АЕВ, упали на 4% до 1,09 млн шт., в том числе в мае на 12%.
В течение пяти лет после подписания меморандума с администрацией Петербурга автопроизводители пользовались льготами: налог на прибыль для них составлял 15,5%. Льготный период у всех уже закончился: у последнего из открывшихся заводов в Петербурге Hyundai в феврале этого года, сообщили в комитете по инвестициям. ООО «Хендэ мотор мануфактуринг рус» увеличило сумму налога на прибыль в федеральный и городской бюджеты с 210,6 млн руб. в 2011 г. до 1,4 млрд руб. в 2012 г., ООО «Ниссан мэнуфэкчуринг рус» в 2,4 раза до 291,5 млн руб.
В автопроизводстве более стабильная ситуация, чем в нефтегазовом секторе: если динамика по итогам квартала хорошая, качественных негативных изменений до конца года не будет, говорит директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Поступления в сумме 264,4 млн руб., пусть и с учетом роста к прошлому году, в масштабах бюджета Петербурга слишком маленькая цифра с учетом выпадающих доходов по итогам прошлого года, автопром вряд ли компенсирует потери от налогов в нефтегазовом секторе, наблюдаемые сейчас во всех регионах, говорит аналитик S&P Карен Вартапетов.