Опубликовано: 23:35 / 22.06.2013 в разделе Тест-драйв

Эй, рыжий!

Михаил Цымбал Фото автора и компании Jaguar

Э ту машину «Ягуар» делал почти тридцать лет. Дважды проект компактного переднемоторного заднеприводного автомобиля закрывали на середине пути, и лишь после того, как Jaguar перешел под крыло индийского концерна Tata, родстер F-Type – наследника легендарного E-Type – запустили в серию. Самый спортивный «Ягуар»? Его создатели даже не сомневаются, что так оно и есть.

На спидометре почти 180. Правая дуга, ровный газ. Апекс, можно ускоряться… Но следующая секунда растягивается, словно в замедленной съемке: пока одна часть мозга отдает правой ноге команду «жми газ», другая вдруг отчетливо понимает, что заднее левое колесо, уже нагруженное тягой, как раз в этот момент наезжает на разделительную разметку.

Левая покрышка срывается в пробуксовку, задняя ось дергается в сторону – но мозг уже отдал команду рукам слегка повернуть руль влево, чтобы компенсировать начавшийся было занос.

Электроника, управляющая активным задним дифференциалом, моментально блокирует муфту, подключая к работе второе заднее колесо, и обе шины, оставив после себя изогнутые черные полосы на асфальте, вцепляются в асфальт мертвой хваткой, выравнивают автомобиль и швыряют его к следующей связке.

Эй, рыжий!

Заднее антикрыло у F-Type поднимается автоматически, при достижении скорости 60 миль в час (96 километров в час) и увеличивает прижимную силу на задней оси на 120 килограммов.

М… Надо признать, это было впечатляюще, но за рулем этой машины – совсем не страшно. Что за машина? Новый Jaguar F-Type. Самый спортивный и самый эмоциональный на данный момент автомобиль британской марки.

Эй, рыжий!

Jaguar F-Type уже получил несколько премий за дизайн. Кроме того, он был признан самым красивым автомобилем мира по мнению жюри конкурса World Car Award, а его создатель Ян Каллум стал «Человеком года» по версии британского журнала Top Gear. Версия купе (на фото справа внизу) - тоже будет. Причем уже в следующем году.

Эй, рыжий!

Про «Ф-Тайп» сняли даже короткометражку. Постановка Ридли Скотта, в главной роли - Дэмиен Люис, а саундтрек записала Лана Дель Рей.

F-Type для «Ягуара» – проект с очень сложной судьбой. За последние 30 лет к созданию переднемоторного заднеприводного компактного купе Jaguar приступал дважды – сначала в 1980-м, а затем в конце 90-х, но оба раза работы сворачивались на середине пути. И лишь после очередной смены владельца, когда британской маркой завладела индийская группа Tata, проект получил финансирование и был доведен до конца.

Причем в очень сжатые сроки – с момента показа прототипа C-X16 в 2011 году до начала производства «Ф-Тайпов» в 2013-м прошло немногим больше года!

А ведь F-Type, несмотря на конструктивное сходство шасси, – это не просто укороченная версия Jaguar XK. Это совершенно новый автомобиль – с уникальным, полностью алюминиевым кузовом, который изначально разрабатывался под открытую версию, и собственной линейкой моторов. F-Type одновременно короче и шире старшей модели, заметно крепче (жесткость кузова на кручение у родстера на 10 процентов выше, чем у купе XKR-S) и почти на центнер легче!

Эй, рыжий!

Алюминиевый кузов Jaguar F-Type собирают без сварки - лишь при помощи клея и заклепок. А помимо кузовных деталей, из алюминия выполнены все подвески.

Кресла в «Ф-Тайпе» установлены на 20 миллиметров ниже, чем в любом другом «Ягуаре», и развесовка по осям у него идеальная – 50:50, для чего в багажник пришлось переносить не только аккумулятор, но и бачок с омывающей жидкостью. По той же причине кабина родстера так сильно смещена назад: мотор максимально сдвинут вглубь колесной базы, а водитель сидит почти у задней оси.

Эй, рыжий!

Крыша у «Ф-Тайпа» складывается всего за 12 секунд. Причем поднимать-опускать ее можно на скорости до 48 километров в час.

Вокруг водителя – классный и по дизайну, и по компоновке интерьер. Лаконичная «баранка», которая бывает просто круглой, а бывает со скошенным нижнем сектором, простые, но удобные приборы с крупными цифрами тахометра, и маленький, стильный селектор трансмиссии, который выглядит так, словно выточен из единого куска алюминия. Все переключатели на центральной консоли выполнены на авиационный манер – рокерами. Рокерным сделан и «самый главный переключатель» – селектор режимов мехатронного шасси Jaguar Drive Controller, расположившийся слева от «джойстика» коробки передач.

Качнешь его вниз – включится спортивный режим, вверх – режим для плохих дорожных условий, снега или дождя.

Эй, рыжий!
  1. 1.На F-Type используются активные дефлекторы системы климат-контроля: воздуховоды над центральной консолью появляются на время по команде электроники, а затем вновь прячутся - «чтобы не портить вид», как говорят дизайнеры «Ягуара».
  2. 2.Руль практически идеален и по сечению, и по размерам. Эргономика водительского кокпита вообще получилась образцовой.
  3. 3.Подрулевые лепестки есть у всех версий F-Type. Но только на V6 S и V8 S они выкрашены в оранжевый цвет.
  4. 4.Кнопка стоп-старт - тоже пластиковая.
  5. 5.Регуляторы температуры с интегрированными дисплеями отвечают еще и за подогрев сидений.
  6. 6.Аудиосистема Meridian доступна в двух вариантах: 10 или 12 динамиков и 350 или 700 ватт мощности соответственно.
  7. 7.«Главная кнопка» - селектор системы Drive Controller, позволяющей выбрать настройки мехатронного шасси. Красив, но усилия на нем «невкусное», да и сделан он не из металла, а из пластика.

Оранжевые акценты? Это стандарт для версий F-Type V6 S и V8 S. Вообще, у «Ф-Тайпа» три базовых модификации, и все оснащаются компрессорными моторами. «Просто» F-Type V6, которому досталась 340-сильная «шестерка» (450 Нм), и две «эски» – V6 S и V8 S. Первая щеголяет 380-сильной версией трехлитрового двигателя V6 (460 Нм), а вторая – могучей пятилитровой «восьмеркой» от XKR-S, которая была дефорсирована до 495 лошадиных сил, но которая по-прежнему развивает бешеную тягу: 625 Нм в диапазоне от 2500 до 5500 оборотов в минуту.

Это лишь немногим меньше, чем у 660-сильного 12-цилиндрового агрегата Ferrari FF!

Эй, рыжий!

Базовый Jaguar F-Type V6 в России будет стоить от 3,83 миллиона рублей. 380-сильный вариант V6 S обойдется на 600 тысяч рублей дороже - от 4 миллионов 430 тысяч рублей. Ну а топовый V8 S стоит еще на миллион дороже - 5,63 миллиона рублей. Что, к слову, сравнимо с 400-сильным кабриолетом Porsche 911 Carrera S, цены на который только начинаются с отметки 5 миллионов 669 тысяч рублей.

Однако отличия между модификациями Jaguar F-Type кроются не только в моторах. Базовая версия V6, например, оснащается пассивным шасси, а адаптивная подвеска доступна ей только за доплату. У нее нет самоблока на задней оси, у нее маленькие колеса (18 дюймов «в базе»), да и тормоза – самые скромные в гамме: диаметром 354 и 325 миллиметров спереди и сзади соответственно.

Версия V6 S – «горячее». Помимо 40-сильной прибавки в мощности, она получает полностью мехатронное шасси, 380-миллиметровые тормоза спереди (а также 19-дюймовые колеса в нагрузку) и механический самоблокирующийся дифференциал. Но круче всех – V8 S: суперкаровские 4,3 секунды до «сотни», электронноуправляемый задний «диф» от XKR-S, большие колеса и самые выносливые тормоза диаметром 380 миллиметров спереди и 375 миллиметров сзади.

Эй, рыжий!

Дуги безопасности на F-Type пассивные - они не «выстреливают» в случае переворота. Между ними можно поднять специальный ветрозащитный экран.

Еще один аттракцион - ручки дверей, которые автоматически прячутся внутрь при начале движения.

Трансмиссия одинакова для всех версий – это тщательно настроенный восьмиступенчатый «автомат» ZF. Нет-нет, подождите морщить нос и возмущаться! Точно такой же «автомат» отлично работает на могучем Jaguar XKR-S, а перед установкой на «Ф-Тайп» он прошел дополнительную подготовку. У него 25 адаптивных программ, которые изменяют не только время смены передач, но и агрессивность работы мехатронного блока, и он никогда не переключит передачу в повороте, оставив машину без тяги на выходе. А еще он жестко блокирует гидротрансформатор, начиная со второй передачи, практически напрямую соединяя правую ногу водителя с задними колесами.

Конечно, традиционная «механика» на спорткаре смотрелась бы аутентичнее, а «роботы» с двумя сцеплениями намного быстрее жонглируют передачами, чем самые современные «автоматы».

Проблема лишь в том, что «робот», который переварит крутящий момент в 625 Нм компрессорной «восьмерки» Jaguar F-Type V8 S, в ближайшем супермаркете не купишь, а «механика» покупателям «Ягуаров» попросту не нужна.

Эй, рыжий!

Базовый F-Type V6 на 18-дюймовых колесах выглядит неплохо, но 19- или 20-дюймовые ему идут еще больше.

С позиционированием «Ф-Тайпа» вообще все получилось как-то непросто. Если исходить из цены, то британский родстер попадает точно между двумя сегментами: тем, который «закрывают» немцы – топовые версии BMW Z4, Mercedes-Benz SLK и Porsche Boxster, и тем, где властвуют настоящие спорткары вроде Porsche 911, Audi R8 и Aston Martin V8 Vantage. Однако конкурентами F-Type маркетологи «Ягуара» видят именно «Порше» и «Ауди». Самоуверенно?

Эй, рыжий!

Даже самый маломощный родстер Jaguar готов подарить водителю массу позитивных эмоций. Хотя спортивной злости в нем могло бы быть и побольше.

Базовый F-Type V6 без литеры «S» в названии действительно не тянет на роль «хардкорного» спорткара. Он неожиданно мягко катится по кочкам на пухленьких 18-дюймовых колесах, а мощности 340-сильного компрессорного мотора хватает хоть и не впритык, но силовое скольжение под тягой на сухом асфальте дается ему с трудом.

Руль – даром что с обычным гидроусилителем – совсем легкий и не очень «острый», тормоза – обычные, а «автомат» работает… как и должен работать «автомат»: мягко и плавно. Этот «Ягуар» – добротный, довольно открытый автомобиль со спортивным имиджем и эффектной внешностью, но никак не конкурент «девятьсот одиннадцатому». Да что там говорить, по сравнению с ним даже Porsche Boxster S кажется «злюкой».

Эй, рыжий!

F-Type V6 S – совсем другое дело. Прибавка в 40 лошадиных сил, мехатронное шасси с самоблоком, более короткая главная пара в трансмиссии, нахальные колеса с низкопрофильными шинами, мощные тормоза и активная выпускная система меняют характер британского родстера кардинально!

Лаунч-тайм

Лаунч-контроль на F-Type запустить очень просто: режим «Dynamic», тормоз в пол, газ в пол, затем отпускаем левую педаль и полетели!

Он жестче, собраннее и точнее. И коробка передач у него настроена агрессивнее: это в «драйве» она работает так же плавно, как и на базовой модели, а в спортивном режиме «автомат» меняет передачи грубыми толчками, заставляя мотор с грохотом отплевываться выхлопными газами на переключении. А уж если включить спортивный режим выпускной системы, открывающей клапаны в глушителях…

Компрессорный V6 «Ф-Тайпа» звучит упоительно: сухо, механически и резко. У него нет глубины «восьмерок» или гоночной истерики шестицилиндровых оппозитников Porsche – только разъяренный клекот спрессованного воздуха, пульсирующего в такт вращающимся с безумной скоростью лопаткам механического нагнетателя. Очень-очень громкий клекот.

Эй, рыжий!

Каждое переключение наверх сопровождается громогласным раздраженным «Фр-р-апф!», а под сброс газа из глушителя доносится настоящая канонада: словно кто-то положил микрофон в жестяную кастрюлю с готовящимся попкорном и решил транслировать этот звук через концертные динамики. Отстрелы и хлопки, отраженные от зданий маленьких испанских городков и скалистых серпантинов звучат столь раскатисто, что заставляют волосы на затылке шевелиться от удовольствия. И весь этот шумовой фон – не экспромт, а тщательно срежиссированное представление.

Чтобы добиться такого звука, инженерам Jaguar пришлось отмести 84 настройки выпуска, и лишь 85-я их полностью устроила.

Эй, рыжий!

О том, что едешь на машине без крыши напоминает лишь ветер, пытающийся повыдергивать с затылка остатки волос, - жесткость кузова у F-Type выдающаяся. Никаких вибраций на руле или заторможенности реакций.

Да и едет F-Type V6 S заметно интереснее своего менее мощного собрата. В «комфортном» режиме подвески он по-ягуаровски интеллигентен, но в режиме Dynamic становится очень сосредоточенным. Тяжелеющий руль кажется информативнее, чем на базовой модели, но по-прежнему остается более расслабленным, чем на Porsche 911 или Audi R8. Если там водитель считывает информацию с передних колес прямо голыми руками, то на «Ф-Тайпе» – через кожаные перчатки.

ОК, компьютер!

У F-Type в версиях S есть система Dynamic-i, позволяющая настраивать узлы мехатронного шасси по отдельности, а также следить за временем круга, перегрузками и степенью нажатия педалей тормоза и газа.

Зато баланс шасси – превосходный! Нейтральная поворачиваемость на входе, которую легко превратить в избыточную на выходе из каждого поворота, сколько бы их не повстречалось на пути. Направил нос внутрь поворота, чуть добавил тяги и знай себе черти черные дуги по асфальту!

Но не надо думать, что F-Type V6 S любит только совсем уж незамысловатые развлечения. «Ф-Тайп» – это по-настоящему способный спорткар.

Именно шестицилиндровую «эску» сами инженеры «Ягуара» называют наиболее сбалансированной и спортивной в линейке, и именно такие машины они подготовили для короткой тестовой сессии на гоночном треке Наварра, который принимает соревнования «Формулы-Суперлиги», гонки грузовиков и этапы чемпионата мира по длинным гонкам FIA GT.

Эй, рыжий!

Трек Наварра был открыт в 2010 году. Его длина составляет 3,9 километра, а всего здесь 15 поворотов. Он не такой «трехмерный», как португальский Альгарве, но тоже имеет интересный рельеф.

Первые два круга по треку за рулем едет инструктор, который поясняет конфигурацию, показывает апексы и точки торможения. Но едет он не по-гоночному плавно – не борется с автомобилем, не «ломает» на входе и не пытается подчинить его своей воле. Это больше похоже на дружескую беседу старых приятелей, понимающих друг друга с полуслова, настолько плавно и при этом увлеченно родстер выполняет команды пилота. Однако сидя на правом кресле, кажется, что F-Type даже с зажатыми в «Дайнамике» амортизаторами чересчур мягок и податлив для гоночного трека. Может, за рулем эмоции будут другими?

Так и есть. Это раньше соседство слов «трек» и «Ягуар» вызывало лишь ироничную усмешку, но «Ф-Тайп» на гоночной трассе отнюдь не чужак. Это подвижный, понятный и очень покладистый автомобиль. Систему стабилизации можно отключать уже на втором круге – в ответ на ошибку пилота этот «Ягуар» не откусит ему руку, а лишь заранее предупредит: смотри мол, ты переборщил с газом и сейчас задние колеса попробуют обогнать передние, пора действовать! И тот действует.

Эй, рыжий!

Большие тормоза версии V6 S без проблем выдерживают несколько быстрых трехкилометровых кругов по автодрому Наварры, «автомат» в гоночном режиме переключается вверх со скорострельностью хорошего «робота», а вниз «падает» с сочными перегазовками. А как здорово он ввинчивается внутрь поворота под тягой, и как мягко и точно реагирует на рулевые импульсы!

Справедливости ради стоит признать, что на треке «Ф-Тайпу» недостает бритвенной остроты среднемоторных купе или сумасшедшего «грипа» на задних колесах, за который владельцы Porsche 911 готовы продать душу дьяволу. Да и по чистому времени круга британский родстер почти наверняка уступит своим немецким конкурентам. Однако его владелец вряд ли будет расстроен: ведь он получит массу ярчайших эмоций, не рискуя окончить жизнь в ближайшем отбойнике.

А о том, чтобы эти эмоции смог испытать любой водитель «Ф-Тайпа», позаботились разработчики.

Эй, рыжий!

Это они потратили немыслимое количество времени на настройку звука выпуска, придумали несколько десятков алгоритмов переключения передач и провели сотни часов, подбирая вместе с учеными Института исследований звука и вибраций (ISVR) Университета Саутгэмптона нужный уровень шумов, тычков, пинков и вибраций при смене ступеней – все для того, чтобы без своей порции адреналина не ушел ни один владелец двухместного «британца».

А на вершине этой пирамиды удовольствия стоит, конечно же, 495-сильный F-Type V8 S. Абсурдно мощный, чуточку нервный, невыносимо громкий и оттого еще более прекрасный.

Эй, рыжий!

У него тяжелее «морда» – из-за более крупного мотора – и он едва заметно упирается на входе в поворот? Да и пусть! Зато у него более тяжелый и информативный руль. Да и вообще, кому до этого есть дело, когда 625 Нм крутящего момента готовы превратить задние покрышки в пару дымогенераторов на первой, второй, третьей и даже шестой передаче – только попроси. По характеру этот F-Type похож на реднека, который только что отучился в европейском университете: в приличном обществе он, вроде, держится молодцом, но как выпьет…

Эй, рыжий!

Но главное, что у F-Type V8 S есть этот самый характер. И знаете, это здорово, что «Ягуар» не стал даже пытаться переиграть «немцев» на их поле, а сделал автомобиль, который хорош сам по себе.

И пока владельцы Porsche и Audi будут спорить о минутах на Нюрбургринге, «Ф-Тайп» нарежет вокруг них пару кругов с дьявольским грохотом и дымом из-под колес и отправится в ближайший паб пропустить пару пинт Гиннесса. Такого же темного, как следы на асфальте, которые оставляют после себя его задние шины.

Эй, рыжий!

Альтернатива

Эй, рыжий!

Audi R8 Spyder автомобиль недешевый. Базовая модель с атмосферным V8 мощностью 430 лошадиных сил и «механикой», но с полным приводом, обойдется как минимум в 6,2 миллиона рублей. За «робот» придется доплатить 200 тысяч, а за топовый вариант с V10 мощностью 525 лошадиных сил нужно будет выложить 7,2 миллиона рублей.

Эй, рыжий!

Самая мощная версия BMW Z4 – 35is – с «роботом» и 340-сильным турбомотором стоит чуть дороже 3 миллионов рублей. С места до сотни она разгоняется за 4,8 секунды, но спорта в ней еще меньше, чем в базовом F-Type V6. Зато звук у рядной турбошестерки BMW внушает не меньше ягуаровского.

Эй, рыжий!

Заряженный Mercedes-Benz SLK 55 AMG – очень близкий по духу автомобиль к «Ягуару». Мощный - 421 л.с., быстрый - 4,6 секунды до сотни с обычным «автоматом», очень шумный и тоже любит ездить боком. А главное, купить этот купе-кабриолет со складывающейся жесткой крышей можно всего за 3,2 миллиона рублей.

Технические характеристики Jaguar F-Type

V6 V6 S V8 S
Тип двигателя Бензиновый V6 с механическим нагнетателем Бензиновый V6 с механическим нагнетателем Бензиновый V8 с механическим нагнетателем
Рабочий объем, см³ 2995 2995 5000
Макс. мощность, л.с./об/мин 340 / 6500 380 / 6500 495 / 6500
Макс. момент, Нм/об/мин 450 / 3500-5000 460 / 3500-5000 625 / 2500-5500
Тип привода Задний Задний Задний
Трансмиссия 8-ступенчатая автоматическая 8-ступенчатая автоматическая 8-ступенчатая автоматическая
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска Независимая пружинная многорычажная Независимая пружинная многорычажная Независимая пружинная многорычажная
Тормоза Дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади Дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади Дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4470x1923х1308 4470x1923х1308 4470x1923х1319
Колесная база, мм 2622 2622 2622
Снаряженная масса, кг 1597 1614 1665
Макс. скорость, км/час 260 275 300
Разгон 0-100 км/ч, с 5,3 4,9 4,3
Расход топлива (комб.), л/100 км 9,0 11,1
Объем топливного бака, л 72 72 72
Цена, рублей от 3,83 млн. руб. от 4,43 млн. руб. от 5,63 млн. руб.

Новости по теме

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.