Продажи Lada в России по итогам 2013 г., как и рынок в целом, могут снизиться примерно на 10% по сравнению с прошлым годом, сказал «Ведомостям» президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Это связано с общим сокращением продаж машин в России (в январе мае на 4% до 1,09 млн легковых автомобилей и LCV) и на некоторых экспортных рынках (например, на Украине), корректировкой производственного плана партнера СП «Джи Эм АвтоВАЗ», которое рассчитывает в 2013 г. выпустить примерно на 5000 шт. меньше машин, чем в прошлом году, поясняет Комаров.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2012 г. продажи Lada в России снизились на 7% до 537 625 автомобилей Lada. Соответственно, по итогам 2013 г. в стране может быть продано около 484 000 шт. Между тем в начале 2013 г. «АвтоВАЗ» планировал увеличить продажи в России на 2% до 550 000 машин. Впрочем, уже в апреле Комаров предупреждал, что прогноз из-за ситуации на рынке может быть скорректирован.
В апреле мае, когда продажи автомобилей в России стали падать, «АвтоВАЗ» был вынужден снизить объемы производства, чтобы сократить более чем на 20 000 автомобилей запасы готовой продукции, вспоминает Комаров. Сейчас сверхнормативных остатков нет, отмечает он. Ранее «АвтоВАЗ» сообщал о корректировке производственного графика: в частности, с июля на второй линии главного конвейера (где выпускаются Priora и Samara) будет введен односменный режим работы, а высвободившийся персонал займут на других участках, включая линию, где выпускаются автомобили на платформе альянса Renault-Nissan.
В мае продажи автомобилей в России упали на 12%, у «АвтоВАЗа» на 18%. Из-за общего снижения спроса российский автомобильный рынок скорее всего будет сокращаться до конца лета, думает Комаров. От нехватки средств у потенциальных покупателей страдают в первую очередь продавцы автомобилей экономкласса. Так что снижение продаж в бюджетном секторе, основном для «АвтоВАЗа», будет традиционно более заметным, отмечает Комаров: «Мы надеемся, что стабилизация рынка начнется в сентябре». «АвтоВАЗу» поможет растущий спрос на новые модели, добавляет он: весной завод увеличил производство дефицитной Lada Largus, в июне в автосалоны поступила Lada Kalina нового поколения. Поддержку продажам будет оказывать и спрос на Lada Granta, которая является бестселлером в России девять месяцев подряд, уверен Комаров. Планируемые финансовые результаты «АвтоВАЗа» по итогам 2013 г. Комаров не раскрыл. «Наша цель добиться положительного финансового результата по итогам года», отметил он.
Российский автомобильный рынок может сократиться в 2013 г. на 10%, соглашаются с прогнозами «АвтоВАЗа» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Спад скорее всего прекратится осенью. Но это произойдет из-за низкой базы осени 2012 г., а общая ситуация изменится не скоро, считают эксперты: стагнация из-за глобальной экономической ситуации может продлиться и в последующие годы. Стимулировать рынок можно за счет кардинального снижения ставок автокредитов (в 2-3 раза до 5-7% в годовых) и обновления парка, в том числе принудительными методами, уверен Дацкив.